ШЛИФОВКА КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
Коленчатый вал – это одна из главных деталей двигателя, которая поддается колоссальным нагрузкам в процессе работы. Коленчатый вал очень дорогостоящая деталь, поэтому его ремонт (шлифовка коленчатых валов) намного дешевле покупки новой детали.
Шлифовка коленчатых валов — тонкий процесс, который требует наличия, как специального оборудования, так и высоких профессиональных навыков и опыта персонала проводящего данную процедуру.
Основные причины поломки коленчатого вала:
1) использование некачественного масла;
2) недостаточный уровень масла;
3) эксплуатация двигателя без плановой замены масла и фильтра;
4) работа двигателя на максимальных оборотах при непрогретом двигателе.
Основные дефекты коленчатого вала:
задиры шеек, что чревато увеличенным зазором в подшипнике, и износом рабочей поверхности;
деформация коленчатого вала в процессе работы.
Шлифовка коленчатых валов производится после очистки и промывки внутренних каналов, а также дефектовки деталей.
Шлифовку коленчатого вала начинают с шатунных шеек. Эта последовательность объясняется следующим: самым слабым местом коленвала являются именно шатунные шейки. Внутренние напряжения шатунных шеек могут очень быстро поменять свое значение после процесса шлифовки, а это чревато деформацией коленвала. Если же в первую очередь заняться шлифовкой коренных шеек – то шейки приобретут биение, и ось коренных шеек деформируется.
«Нежесткие» валы, имеющие шатунные шейки малого диаметра без противовесов в большей степени подвергаются деформации, и поэтому при их обработке необходимо производить шлифовку коренных, а потом шатунных шеек.
Также следует учитывать радиус галтелей шеек. Так, как подрезанные галтели в результате уменьшения прочности нередко приводят к поломке вала.
Перед шлифовкой шатунных шеек нужно проделать следующие манипуляции:
1) сбалансировать вал с помощью специальных грузов;
2) выверить положения вала с помощью стойки с индикатором.
Только после этих процедур следует начинать шлифовку.
Следующим этапом восстановления коленчатого вала является шлифовка коренных шеек.
Шлифовку начинают с шеек, которые имеют максимальный износ. Это делается для определения ремонтного размера коренных шеек. При шлифовке нужно помнить, что уменьшение коренных шеек пропорционально увеличению ширины между фланцами, и требует в свою очередь расшлифовки нужных поверхностей вала.
После шлифовки нужно проверить всю геометрию вала, и только после этого шлифовка коленчатых валов считается завершенной.
Если шлифовка коленчатых валов выполнена надлежащим способом, то вполне возможно получить 03 мм эллипсности, взаимного биения и конусности шеек.
Однако микро профиль шлифованной поверхности все еще несовершенен, и острые выступы микронеровностей могут изнашивать вкладыши в начальный период эксплуатации двигателя. Кроме того, острые, с микрозаусенцами, края смазочных отверстий обязательно приводят к повреждению вкладышей. Доводка шеек вала после шлифовки призвана загладить острые края смазочных отверстий и удалить микронеровности.
Основным способом доводки шеек является полировка. Полировка выполняется в несколько этапов – сначала поверхность обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой, а потом абразивной смесью. Выполненная этим способом полировка почти полностью убирает микронеровности.